ГРАММАТИКА
"ОДИН-МНОГО"
ЦЕЛЬ:: закреплять знания детей о строении человека, частях тела, учить детей образовывать формы множественного числа существительных.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель показывает  картинку с изображением человека, или часть тела (ухо, нос, нога), и просит детей назвать.
Голова — две головы — много голов,
рука — две руки — ...рук,
нога — две ноги — ...ног,
ступня — две ступни — ...ступней,
палец — два пальца — ...пальцев,
глаз — два глаза — ...глаз,
ухо — два уха — ...ушей,
нос — два носа — ...носов,
 рот — два рта — ...ртов,
зуб — два зуба — ....зубов,
язык — два языка — ...языков,
пятка — две пятки — ....пяток,
колено — два колена — ...колен,
локоть — два локтя — ...локтей,
плечо — два плеча — ...плечей,
спина — две спины — ...спин,
живот — два живота — ...животов,
волос — два волоса — ...волос,
щека — две щеки — ....щек,
лицо — два лица — ....лиц,
лоб — два лба — ...лбов,
ноготь — два ногтя — ...ногтей,
ресница — две ресницы — ...ресниц,
голос — два голоса — ...голосов.

"СКАЖИ СО СЛОВОМ "НЕТ""
ЦЕЛЬ: закреплять знания о человеке, частях тела, умение образовывать существительные в родительном падеже.
ХОД ИГРЫ:
Мама — нет мамы
Рука - нет руки
Нога - нет ноги
Ногти - нет ногтей
Глаз - нет глагза
Ухо - нет уха
Колено - нет колена
Волосы - нет волос
Ребёнок - нет ребёнка
Дедушка - нет дедушки
Спина - нет спины
Живот - нет живота
Нос - нет носа
Язык - нет языка
Пальцы. - нет пальцев














"НАЗОВИ ЛАСКОВО"
ЦЕЛЬ: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
ОБОРУДОВАНИЕ: мяч.
ХОД ИГРЫ: Педагог называет какую-нибудь часть тела  и бросает каждому ребенку по очереди мяч. Тот называет ее ласково и возвращает мяч взрослому:  
глаз – глазик,
ухо – ушко,
нос-носик,
лицо - личико,
локоть – локоток,
колено-коленка,
живот – животик,
голова – головка (головушка),
рука - ручки,
нога –ножка,
лоб – лобик,
брови – бровки,
палец – пальчик,
рука – ручка,
плечо – плечико,
живот – животик,
пятка – пяточка…..








"НАЗОВИ НАОБОРОТ"
ЦЕЛЬ: активизировать словарь антонимов
ОБОРУДОВАНИЕ:  предметные картинки по теме
ХОД:  Педагог раздаёт каждому ребенку по одной картинке и просит детей найти подходящий антоним. Выигрывает тот, кто первый найдет и назовёт антоним.
добрый – злой,
большой – маленький,
высокий – низкий,
толстый – худой,
больной – здоровый,
вежливый – грубый,
друзья – враги,
одеваться – раздеваться,
трудиться – лениться,
старый – молодой,
веселый – грустный,
чистый – грязный,
аккуратный – неряшливый,
смелый – трусливый,
хороший – плохой…

"ПОДБЕРИ СЛОВО"
ЦЕЛЬ: учить образовывать многосложные слова
ОБОРУДОВАНИЕ: не требуется
ХОД:  Педагог предлагает подойти к нему одному ребенку, а остальным описать его внешность:
Если у человека длинные волосы, говорят, что он ….. длинноволосый;
Если у человека тёмные волосы…он темноволосый;
Если у человека светлые волосы …он светловолосый;
Если у человека зелёные глаза ….он зеленоглазый;
Если у человека голубые глаза….он голубоглазый;
Если у человека карие глаза …. он кареглазый;
Если у человека синие глаза…. он синеглазый;
Если у человека большие глаза…он большеглазый.
Игра продолжается пока не опишут каждого ребенка.









"ВСПОМНИ И НАЗОВИ"
ЦЕЛЬ: учить согласовывать числительные с существительными
Оборудование: картинки с изображением частей тела, цифр (1,2) и пиктограмма «много»
ХОД: Педагог раскладывает на столе картинки с изображением частей тела и цифр. Предлагает детям правильно подобрать к картинке число. Побеждает тот, кто соберет больше карточек.
Что у тебя один? (один нос, рот, язык, подбородок, лоб, живот);
Что у тебя одна? (голова, спина...);
Что у тебя одно? (лицо, сердце..);
Что у тебя два? (два уха, глаза, плеча, колена, локтя..);
Что у тебя две? (две руки, ноги, щеки, брови, пятки, ладошки…);
Чего у тебя много? (много волос, ресниц, зубов, пальцев…).