ГРАММАТИКА
"НАЗОВИ ЛАСКОВО"
ЦЕЛЬ: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
ХОД: Взрослый с детьми встаёт в круг, называет какую-нибудь игрушку  и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Он называет ее ласково и возвращает мяч взрослому (кукла-куколка, мяч-мячик, машина-машинка и т. д.).

"У МЕНЯ ОДИН (ОДНА), А У ТЕБЯ ДВА (ДВЕ)"
ЦЕЛЬ:согласовывать числительные один и два с существительными
Оборудование: предметные картинки, игральный кубик  с гранями один и два
ХОД: Педагог раздаёт каждому игроку по картинке. Дети по очереди кидают кубик и называют количество предметов. Например:
один мяч - …  два  мяча;                
одна машинка -… две машинки;
одна кукла - .. две куклы;            
один шар -…два шара;
один кубик -..два кубика;              
одна матрёшка -..две матрёшки;
один мишка – …два мишки;          
одна собачка - .. две собачки;
один конструктор -…два конструкторы;        
один зайчик – ..два зайчика;
одна коляска –..две коляски;        
одна кроватка –…две кроватки.

«МОЙ, МОЯ, МОИ» или «ЖАДИНА»
ЦЕЛЬ: согласовывать существительные с личными местоимениями, развивать интонационный компонент речи.
Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек, коробка
ХОД: Дети по одному достают из коробки игрушку, изображают «жадину» и говорят:
Кукла -…это моя кукла;
Мишка - …это мой мишка;
Кубики – это мои кубики и т.п. (самолёт, машинка, пирамидка, юла, велосипед, посудка, мяч, мячи, ведёрко, скакалка).
«ПОСЧИТАЙ, СКОЛЬКО?»
ЦЕЛЬ: согласование числительных от одного до шести с существительными
Оборудование: игральный кубик и предметные картинки
ХОД: Педагог раздаёт детям картинки с изображением игрушек. Дети по очереди кидают кубик и называют количество игрушек. Например: Одна кукла, две куклы, три куклы, четыре куклы, пять кукол, шесть кукол и т.д..

«ЧЬЯ? ЧЕЙ? ЧЬИ?»
ЦЕЛЬ: образовывать относительные прилагательные
Оборудование: игрушки
ХОД: Педагог раздаёт каждому ребенку по игрушке. Дети закрывают глаза. Педагог прячет одну игрушку, дети открывают глаза, угадывают и называют, чья игрушка спрятана.
Машинка Миши (чья?) – Мишина машинка;
Кукла Тани (чья кукла?) -..Танина кукла;
Кубики Серёжи (чьи кубики?) -…Серёжины кубики;
Самолёт Вовы (чей самолёт?)-…Вовин самолёт;
Конструктор Коли (чей конструктор?) -..Вовин…;
Посудка Маши (чья посудка?)-..Машина …;
и т.д. (в игре можно использовать имена реальных детей и их игрушек).


"ИЗ ЧЕГО - КАКОЕ?"
ЦЕЛЬ: активизировать словарь по теме, образовывать прилагательные от существительных, развивать тактильные ощущения.
Оборудование: игрушки
ХОД: Педагог раздает каждому ребенку по игрушке, предлагает потрогать её и назвать, из какого материала она сделана. После этого ответить на вопрос: Мишка из плюша (какой?) -…плюшевый;
Кубики из дерева (какие?) -…деревянные;
Кукла из пластмассы (какая?) -…пластмассовая;
Посудка из пластика (какая?)…- пластиковая;
Кроватка из железа (какая?) -…железная;
Машинка из металла (какая?)-…металлическая;
Собачка из материала (какая?) -…матерчатая;
Мяч из резины (какой?) -…резиновый;
Куклы из глины (какие?) -…глиняные;
Кукла из фарфора (какая?) -…фарфоровая.
"ОДИН-МНОГО"
Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый с детьми встаёт в круг, называет игрушку  в единственном числе и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому (кукла - куклы, мяч - мячи и т.д.).

"СКРОМНИК-ХВАСТУН"
ЦЕЛЬ: образовывать множественное число имен существительных в родительном падеже
Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек
ХОД:  Педагог делит детей на две команды «скромников» и «хвастунов», раздаёт каждому игроку по картинке. Команда «Скромников» говорит, что «у меня одна кукла», а команда «Хвастунов», отвечает «а у меня много кукол» и т.д..  Далее команды меняются ролями.
У меня один мяч - … а у меня много мячей;    
У меня одна машинка -…а у меня много машинок;
У меня одна кукла - ..а у меня много кукол;  
У меня один шар -…а у меня много шаров;
У меня один кубик -..а у меня много кубиков;
У меня одна матрёшка -..а у меня много матрёшек;
У меня один мишка –а у меня много мишек;  
У меня одна собачка - .. а у меня много собачек;
У меня один конструктор -…а у меня много конструкторов;      
У меня один зайчик – ..а у меня много зайчиков;
У меня одна коляска –..а у меня много колясок;                      
У меня одна кроватка –…а у меня много кроваток.