ИГРЫ
«Кто лишний?»
Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам, находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Сорока, ворона, воробей, ласточка.
Жук, бабочка, птенец.
Скворец, соловей, грач, голубь.
Курица, журавль, лебедь, кукушка.

«Кто улетел?»
Цель: Развитие памяти и внимания.
Описание игры:
Ведущий показывает детям карточки с изображением различных птиц (ласточка, журавль, скворец и т.д.). Дети внимательно смотрят на них. Затем ведущий просит закрыть глаза, убирает одну карточку и спрашивает: «Кто улетел?». Дети должны вспомнить, какая карточка исчезла.
Варианты усложнения:
- Увеличение количества карточек.
- Добавление новых видов птиц.
«Справа,слева,между».
Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве.
Назови птицу справа от ласточки. Слева о ласточки?
Как называется птица между ними? И т.д.

«Найди пару»
Цель: Развитие зрительного восприятия и ассоциативного мышления.
Описание игры:
Каждому ребенку выдается карточка с изображением перелетной птицы. Задача ребёнка — найти среди предложенных изображений ту же самую птицу, но в другом виде (например, силуэт, контурный рисунок, фотография). После нахождения пары ребёнок называет название птицы.
Варианты усложнения:
- Использование нескольких пар одновременно.
- Добавление звукового сопровождения (звукоподражание голосу птицы).

«Что изменилось?»
Цель: Развитие наблюдательности и памяти.
Описание игры:
На столе раскладываются несколько предметов, связанных с темой перелетных птиц (игрушечные птицы, карты маршрутов, кормушки и т.п.). Дети запоминают расположение предметов. Затем ведущий меняет местами некоторые предметы или добавляет новый. Задача детей — определить, что именно изменилось.
Варианты усложнения:
- Увеличение количества предметов.
- Более сложные изменения (перемещение сразу нескольких предметов).
«Пазлы «Перелетные птицы»»
Цель: Развитие мелкой моторики, визуального восприятия и концентрации.
Описание игры:
Детям предлагаются пазлы с изображениями перелетных птиц. Задача — собрать целую картину из отдельных частей. После завершения сборки можно обсудить, какую птицу собрали, рассказать интересные факты о ней.
Варианты усложнения:
- Увеличение сложности пазлов (большее количество деталей).
- Собирание пазлов на время.
«Разрезные картинки»
Цель: Развитие зрительно-пространственного восприятия и мелкой моторики.
Описание игры:
Каждому ребёнку выдаётся разрезанная на части картинка с изображением перелетной птицы. Задача — правильно сложить картинку и назвать птицу.
Варианты усложнения:
- Увеличение количества частей.
- Использование более сложных изображений.
«Птичья почта»
Цель: Развитие понимания причинно-следственных связей, расширение активного словаря, развитие мелкой моторики.
Описание игры:
Дети играют роль почтовых голубей, которые должны доставить письма от одной птицы к другой. Каждый ребенок получает письмо с заданием (например, нарисовать птицу, назвать ее, рассказать о ней). Дети передают друг другу письма, выполняя задания. В конце все вместе обсуждают, какие птицы они видели и узнали.
Роль взрослого: Взрослый помогает детям выполнять задания, задает вопросы, направляет их ответы.
«Путешествие на юг»
Цель: Развитие воображения, понимание сезонных изменений, активизация пассивного словаря.
Описание игры:
Детям предлагается представить себя перелетными птицами, которые отправляются в путешествие на юг. Они выбирают себе роли разных видов птиц (лебеди, журавли, утки), а затем разыгрывают сценку полета: собирают вещи, готовятся к путешествию, строят гнезда, преодолевают препятствия (горы, леса, реки).
Роль взрослого: Взрослый рассказывает о том, почему птицы улетают на юг, показывает картинки с разными видами птиц, помогает детям выбрать свои роли и создать декорации для игры.

«Встреча весны»
Цель: Развитие коммуникативных навыков, формирование позитивного отношения к природе, расширение словарного запаса.
Описание игры:
После долгого путешествия на юг птицы возвращаются домой. Детям предлагается сыграть в игру, где они встречают весну и помогают ей пробудиться после зимы. Птицы делают гнезда, ищут еду, поют песни, радуются теплу. Взрослые могут предложить детям сделать простые поделки (например, бумажные цветы или гнездышки).
Роль взрослого: Взрослый объясняет, что происходит весной, помогает детям выразить свои эмоции словами, поощряет их участие в игре.
«Спасение птенцов»
Цель: Развитие сочувствия, ответственности, укрепление социальных навыков.
Описание игры:
Однажды птицы заметили, что их птенцам грозит опасность (например, сильный ветер или хищники). Дети играют роль взрослых птиц, которые спасают своих птенцов. Они придумывают способы защиты, прячут птенцов в безопасном месте, заботятся о них.
Роль взрослого: Взрослый создает ситуацию опасности, но при этом помогает детям найти решение проблемы, подбадривает их и хвалит за проявленную заботу.
«Вокзал для птиц»
Цель: Развитие координации движений, умение следовать правилам, улучшение внимания.
Описание игры:
Взрослый предлагает детям поиграть в вокзал, откуда птицы отправляются в полет. На вокзале есть разные зоны: зал ожидания, комната отдыха, кафе, магазин сувениров. Дети распределяют между собой роли пассажиров-птиц, работников вокзала (кассира, продавца, официанта) и проводят весь процесс подготовки к полету.
Роль взрослого: Взрослый помогает распределить роли, следит за соблюдением правил игры, подсказывает, что нужно делать каждому персонажу.
«Перелетные птицы»
Цель: развивать пространственную ориентацию и внимание.
Есть у нас игра одна, вам понравится она.
Птицы все на юг летят, зимовать они хотят
Там где солнышко, тепло, ждать весны будет  легко
Только ветер им мешает и с дороги их сбивает
 По считалке выбирается «ветерок». Дети стоят на одной стороне зала,
 читают речитатив, по окончанию слов дети перебегают на противоположную
сторону зала «теплые страны», «ветерок» ловит их «сбивает с пути», кого
запятнали, тот пропускает одну игру.
Считалка
Ветер за море летал,
Ветер певчих птиц считал.
Посчитал всех до одной!
А потом взял выходной.
Наша очередь считать!
Раз, два, три, четыре, пять!

«Ласточки летели».
Цель: развивать координацию речи с движением.
Ласточки летели,
Все люди глядели.
Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.
Ласточки садились,
Все люди дивились.
Приседают, сложив руки за спиной.
Сели, посидели,
Делают ритмичные наклоны головой.
Взвились, полетели.
Полетели, полетели,
Песенки запели.
Опять бегут по кругу, взмахивая руками.
«Как скворец нашел свой дворец» (учим понимать и образовывать однокоренные глаголы с разными приставками)
Цель: развивать навык координации речи с движением, понимать и образовывать однокоренные глаголы с приставками.
Логопед демонстрирует действия, сопровождая речью:
Наш скворец летел, к скворечнику подлетел, вокруг скворечника облетел, на крышу взлетел, с крыши взлетел, наконец осмелел и в скворечник влетел, потом вылетел и снова влетел.
Логопед провоговаривает, а ребенок демонстрирует действия.
Логопед молча демонстрирует действия, а дети проговаривать.
«Улетает, не улетает»
Цель: развивать слуховое восприятие и навыки пространственной координации.
(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

«Перелет птиц»?
Цель:
Выбирайте картинки с изображением птиц. Собирайтесь в стаи. Получилось три стаи птиц: скворцы, журавли и утки. По сигналу каждая команда (стая) построится и полетит в тёплые края как летят эти птицы.
«Птички и кот»
цель: развивать быстроту реакции и слуховое восприятие.
в одной стороне группы - «птички», у воспитателя игрушка бибабо котик.
Воспитатель: Птички вылетают из гнезда! Дети начинают «летать» по группе, по сигналу, кот идет ловить птичек и птички возвращаются в свои домики (садятся на стульчик).
Журавль и лягушки
 Цель: развивать быстроту реакции и координацию движений.
На полу с помощью ориентиров обозначается  прямоугольник – река. На расстоянии от нее сидят дети -«лягушки» на кочках. Позади детей в своем гнезде сидит «журавль». «Лягушки» усаживаются на кочки и начинают свой концерт:
Вот с насиженной гнилушки
В воду шлепнулись лягушки.
И, надувшись, как пузырь,
Стали квакать из воды:
«Ква, ке,ке,
Ква,ке,ке.
Будет дождик на реке».
Как только лягушки произнесут последние слова, «журавль» вылетает из гнезда и ловит их. «Лягушки» прыгают в воду, где «журавлю» ловить их не разрешается. Пойманная «лягушка» остается на кочке до тех пор, пока «журавль» не улетит и не вылезут «лягушки» из воды
Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички»
Цель: развивать внимание и ориентацию в пространстве.
Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Поворачиваются лицом к педагогу, который находится в центре круга. Педагог читает текст стихотворения и показывает движения.
Маленькие птички, (Выполняют взмахи руками)
Раз-два, раз-два!
Скок-скок, скок-скок!
(Прыгают на месте на двух ногах, руки на поясе)
Маленькие птички, (Выполняют взмахи руками)
Раз-два, раз-два!
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! (Хлопают в ладоши)
Маленькие птички, (Выполняют взмахи руками)
Раз-два, раз-два!
Топ-топ, топ-топ! (Топают ногами, руки на пояс)
Маленькие птички, (Выполняют взмахи руками)
Раз-два, раз-два!
Разлетайтесь кто куда! (Разбегаются врассыпную)
Примечание. После слов педагога «Разлетайтесь кто куда!» дети убегают в заранее указанное педагогом место на игровой площадке.