ИГРЫ
«С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТОК?»
Цель: умение различать и называть листья знакомых деревьев.
Дидактический материал: Карточки с изображением 4 видов деревьев и 4 листьев, соответствующих этим деревьям.
Ход игры: Предложить ребёнку соединить листочки с деревьями соответствующего вида и назвать их.
1. Деревья: вишня, персик, яблоня, груша.
Листья: вишнёвый, яблоневый, грушевый, персиковый.
2. Деревья: клён, берёза, ива, дуб.
3. Деревья: каштан, ольха, ель, липа.
Листья: ольховый, каштановый, липовый, хвоя ели.
«ДЕРЕВЬЯ - НАШИ ДРУЗЬЯ»
Дети с помощью воспитателя (наводящие вопросы, подсказки) узнают знакомые деревья и рассказывают о них.
Что мы видим на веточках этого дерева? (Семена – «вертолетики») Да.
Какие они? (Красивые, легкие, прозрачные, висят парами)
Зачем семена нужны дереву? (Чтобы из него выросли новые деревья)
Какое это дерево? (Клен)
Как выглядит ствол тополя? (Он толстый, имеет светло-коричневую окраску с зеленым отливом)
Сравним: отличаются ли стволы старого и молодого тополя? (Ствол старого тополя темнее и более толстый, чем у молодого деревца)
Это береза. На ней отличаются от других деревьев почки. Покажите, где на березке почки, и расскажите, как они выглядят. (У березки почки продолговатой формы, большие, они шершавые на ощупь, покрыты словно чешуей. Почки березового дерева напоминают украшение - серьги.)
«СОБЕРИ КАРТИНКУ»
Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Дидактический материал: Карточки с изображением деревьев и кустарников, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: Игра для детей от 4 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 3, 4, 5 частей (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал.
Например: Дуб – это дерево. На нём растут жёлуди.
Сирень – это куст с сиреневыми цветами.
Карточки для разрезания.
«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Цель: Развитие умений классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам.
Дидактический материал: Карточки с изображением 4 видов деревьев и кустарников, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к другой группе.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое изображение лишнее. Оставшиеся, изображения назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее изображение по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Например:
Дуб, ольха, ель и берёза. Лишняя ель потому, что это хвойное дерево, а остальные лиственные.
Ольха, туя, ель, сосна. Лишняя ольха потому, что это лиственное дерево, а остальные хвойные
Груша, персик, сирень, яблоня. Лишняя сирень потому, что это кустарник, а остальные плодовые деревья
Мимоза, магнолия, сирень, берёза. Лишняя берёза потому, что это дерево, а остальные кустарники.
«ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ?»
Цель: умение располагать картинки в порядке развития сюжета.
Дидактический материал: Набор картинок для игры «Что сначала, что потом?», по четыре картинки в каждой серии.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям серии картинок (по четыре картинки каждому ребенку), которые нужно внимательно рассмотреть и определить, что было сначала, что потом. «Какая картинка первая? Что было сначала?» Дети рассматривают картинки и раскладывают в необходимой последовательности. Для проверки правильности можно к обратной стороне картинок наклеить цифры. Когда ребенок выложит последовательность, он может сам проверить, открыв картинки с обратной стороны.
НАЗВАНИЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС"
Задачи:
Закрепить полученные знания.
Совершить речевое общение детей в игре, расширять и обогощать словарь, поддерживать диалог в игре, развивать память , инициативу,воображение.
Развивать правильное взаимоотношение детей в коллективе, согласовывать свои действия с действиями партнеров в игре.
Обратить внимание детей на возможные источники опасности , В. Бианки,сформировать представление о способах безопасного поведения в данной и аналогичной ситуациях.
Активировать словарь словами: береза, дуб,клен,осина,кондуктор; пойдем,подберем,поднимаем,покружимся,станем,подбросим,хвоя,хвойные,лиственные.
Предварительная работа:
Пазнавать деятельность :Беседы на тему :"Дары леса", "Как сберечь природу", "Съедобные и несъедобные грибы", "Правила поведения в лесу".
Художественная литература: В. Бианки,"Синичкин календарь", Сладков Н.И. "Медвежья горка","Лесные тайнички",Рассказы и сказки.
П/игры : "По узенькой тропинке", "С кочки и на кочку".
Оборудование:
Макеты деревьев, атрибуты для имитации лесной чащи.Знаки.
Ход:
Воспитатель предлагает детям подойти к ней.
- Ребята, я хочу предложить вам отправиться сегодня в удивительное путешествие.Но сначала вспомните Какая дочь сейчас гостит у матушки Земли?(ответы детей).
- Как вы догадались?(ответы детей).
- Какие изменения произошли осенью в жизни растений?(ответы детей).
- Какие периоды осени вы знаете? (ответы детей).
- Как называется второй период осени?Почему? (ответы детей).
- Я предлагая вам отправиться в осенний лес.Что нам нужно взять с собой в поход?(ответы детей.Дети обыгрывают поход в магазин за продуктами,в аптеку за лекарствами.)
- Как вы думаете на чем можно отправиться в путешествие?
-Я предлогаю выбрать сегодня автобус.
-Что нужно сделать, чтобы стать пассажиром автобуса?Я буду кондуктором и предлагаю вам купить билет, но он не простой.Нужно назвать дерево.(Назвавший проходит в салон автобуса.)
-Молодцы, все смогли купить билет и стать пассажиром автобуса.
-Пора в дорогу.(звучить музыка).
-Внимание- "Остановка-Лес".Выходите на лесную полянку.
-Ребята,приходилось ли вам гулять в лесу? Как вы это делали?(ответы детей)
-Я хочу проверить, какие правила поведения в лесу вы знаете.Я покажу вам картинку, а вы должны рассказать какое правило она обозначает. (работа с карточками-символами)Воспитатель предлагает детям присесть на полянку.)
-В лесу много разных деревьев,давайте поиграем в загадки.Слушайте внимательно, чтобы отгадать загадки о деревьях.( загадывает загадки).
Душистые почки,
Клейкие листочки,
Белая кора-
Догадаться пора!
Сладкие слезы у нашей...
***
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
***
Никто не пугает,
А вся дрожит.
***
Кудри в речку опустила,
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит
Никому не говорит.
***
Стоит у плотины
На коре морщина,
Крона густая,
Листва резная.
Кто растет тут?
Царь деревьев-...
- Вы ребята молодцы!Все загадки отгадали, и деревья все узнали.
-А где ещё растут деревья?(ответы детей).
-Чем похожи деревья?(ответы детей).Чем они отличаются?(ответы детей).
Посмотрите, на нашей полянке растет береза,давайте к ней подойдем.
Физминутка: Мы вокруг березы весело пойдем.
Разные листочки дружно подберем.
Сразу вверх поднимем,
Покружимся слегка.
А потом станем в ряд,
Подбросим листья,пусть летят.
- Назовите действия,которые мы совершали вокруг березы?( ответы детей)
-Ребята, а вы знаете, ведь деревья умеют говорить:
Опавший листвы
Разговор еле слышен:
Мы с клёна, мы с яблонь
Мы с вязов, мы с вишен.
С осины, с черемухи,
С дуба, с березы
Везде листопад
На пороге морозы
Послушайте, как шумят листья...(звучит аудиозапись)
-Какой звук вы услышали? Попробуем произнести его- "ш-ш-ш".
-Молодцы!
Что-то шепчут листья.
Подойдем и спросим.
Листья отвечают:
"Осень!Осень!Осень!"
Листочки разговаривают,кружатся на ветру и плавно опускаются на землю.
- А теперь, давайте поиграем в мячь.Вставайте в круг.Игра назвается "Зимующие птицы".Будьте внимательны!(по слову воспитателя)
- Молодцы!Все дети были внимательны и ловки.
- А сейчас давайте все сфотографируемся у березки.
- Пришло время возвращаться в детский сад.Чтобы сесть в автобус нужно выполнить задание:"Назвать дерево ласково"(по слову воспитателя).(дети садятся в автобус).
-Поехали!(звучит тихо музыка) Ребята, давайте вспомнм, какую пользу приносят деревья?(ответы детей).Вам понравилось наше путешествие? Мы хорошо отдохнули и подумаем, куда нам еще можно поехать.
«ОСЕННИЙ БУКЕТ»
Задачи: совершенствовать умение дифференцировать листья разных деревьев, развивать наблюдательность, внимание.
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре-листья. Под музыку дети движутся по кругу. Музыка прекращается, каждый ребёнок выбирает себе листок. Дети с листьями одного дерева составляют осенний букет, проговаривая с какого дерева листья. Далее дети кладут листья в круг и игра начинается заново
«НАЙДИ ПАРУ»
Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре-листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - лист скорей бери! » Каждый берёт листок. Воспитатель говорит: «Найдите себе пару - листочек такого же цвета. » (Другие задания: составь пару-листья с одного дерева, или листья, отличающиеся
Размером :большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева.)
Примечание: для этой игры нужно приготовить дополнительные листья из двусторонней цветной бумаги меньшего размера по сравнению с теми, что раскрашивали дети.
«ЛИСТОПАД»
Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».
Материал: осенние листья.
Ход игры
Педагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький».
Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
Педагог рассказывает: «Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками).
Листопад! Листопад!
Листья жёлтые летят!
Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками).
Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками).
Покружились и уселись на землю. (Дети приседают). Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся).
Прилетел лёгкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети)
Педагог продолжает: «Поднялись листья разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке). Закружились, закружились, закружились!
Листопад! Листопад!Листья по ветру летят!
Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю…листья»
По желания детей игра продолжается 2-3 раза.
Подвижная игра «А нас дождик не намочит»
В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик!». Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами.
При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.
«СОРЕВНОВАНИЯ НА ОСЕННЕМ ЛУГУ»
(подвижная игра в сюжетном обрамлении для детей 4 – 6 лет)
Цель: совершенствовать сформированные у детей двигательные навыки и учить быстро выбирать наиболее эффективный способ выполнения движений; развивать координацию движений в часто меняющихся игровых ситуациях; воспитывать у детей настойчивость в достижении цели при решении игровой задачи; способствовать укреплению связочно-мышечного аппарата стоп детей дошкольного возраста.
Ход игры:
Все играющие встают на одной стороне игровой площадки в шеренгу за стартовой чертой. На противоположной стороне площадки на расстоянии 10 - 12 м отмечается линия финиша. Взрослый объявляет начало забавных соревнований на осеннем лугу. В этих соревнованиях дети попеременно становятся лисичками, кузнечиками, лошадками, раками, лягушками и т.д. В соответствии с ролью дети должны добежать до финиша легким бегом, как лисички, допрыгать до финиша на двух ногах, как кузнечики, добежать, высоко поднимая колени, как резвые лошадки, идти спиной вперед, как раки (для детей 7-го года жизни) или допрыгать в полуприседе, как лягушки.
Главным условием соревнований является умение услышать команду «Марш!» и начать движение. Это обусловлено тем, что взрослый, объявляя начало соревнований, произносит веселые нелепые команды: «На старт – внимание – морковка!», «На старт - внимание - молоко убежало!», «На старт – внимание – мартышка!» и т.д.
Выигрывают те дети, которые пересекают финиш первыми без фальстарта.
«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ КЛЕНА»
Подготовка к игре:
Для игры понадобятся 4 обруча большого диаметра красного, жёлтого, зелёного и коричневого цветов. Если нет обруча коричневого цвета, то обруч любого цвета оберните (обкручивайте вокруг обруча) коричневой лентой. Концы ленты закрепите скотчем.
Листья клёна, вырезанные из цветной бумаги тоже четырёх цветов: красный, жёлтый, зелёный и коричневый, по количеству детей.
Цель игры: закрепление названий цветов, развитие быстроты реакции
Ход игры:
Все обручи лежат на полу в разных частях комнаты. Каждый ребёнок держит один или два одинаковых по цвету кленовых листочков определённого цвета. Дети стоят все вместе в какой - то из частей комнаты и олицетворяют осеннее кленовое дерево.
Воспитатель: Подул ветер. Дети поднимают одну руку (или две, в зависимости от количества листочков в руках) вверх с осенним листочком клёна и размахивают ими из стороны в сторону.
Играет музыка.
Под звуки музыки дети бегают по всей комнате врассыпную, размахивая листочками. Как только музыка (песенка) закончилась, дети должны забежать в центр обруча, который соответствует цвету листочков в руках.
Тот, кто забежал не в свой обруч, выходит из игры.
Игра повторяется несколько раз.