ИГРЫ
"ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК"
ЦЕЛЬ: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь
ОБОРУДОВАНИЕ: мешочек, муляжи овощей и фруктов.
ХОД ИГРЫ: воспитатель показывает мешочек и говорит:
Я-чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.
После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».
"ЦЕЛОЕ И ЧАСТЬ"
ЦЕЛЬ: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и его части, развивать устную речь, внимание, память.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки целых фруктов и их частей.
ХОД ИГРЫ: играют 2 ребёнка. У одного - картинки с изображением целого фрукта, у другого - картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет, что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
"ДВЕ КОРЗИНЫ"
ЦЕЛИ: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
ОБОРУДОВАНИЕ: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
ХОД ИГРЫ: дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
"ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО"
ЦЕЛЬ: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.
ХОД ИГРЫ: взрослый читает, а дети добавляют слова.
- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
- Солнышко светило чтоб , ярче зеленел … (укроп).
- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).
- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).
- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
"ЗАГАДКИ ЗАЙЦА"
ЦЕЛЬ: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме согласовывать прилагательные с существительными.
ОБОРУДОВАНИЕ: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.
ХОД ИГРЫ: Взрослый объясняет детям, что зайчик хочет с ним поиграть и загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.
Зелёный, хрустящий, пупырчатый (огурец)
Красный, сочный, наливной (томат)
Рассыпчатая, жареная, ароматная (картошка)
Белокочанная, кудрявая, цветная (капуста)
Круглая, оранжевая, большая (тыква)
Острый, лечебный, зелёный (лук)
"ОВОЩЕВОДЫ"
ЦЕЛЬ: Создать условия для формирования социального опыта детей средствами игровой деятельности, в которых дети смогут:
- словесно обозначать тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые игровые действия.
- распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет;
- выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, самостоятельно создавать игровые замыслы;
Воспитывать в себе:
- уважение к труду взрослых.
- положительные взаимоотношения и культуру поведения в общественных местах, употребление в речи вежливых слов.
Предварительная работа: беседы о труде овощеводов и людей других профессий, участвующих в процессе выращивания и хранения овощей, просмотр мультфильмов, презентаций, лексические темы «Овощи», «Сад – огород»,
Оборудование: напольный конструктор, овощи, грабли, лопаты, ведра, контейнеры, весы, грузовые машины, семена, микроскоп, «автобус».
ОПИСАНИЕ ИГРЫ:
1. Орг. момент
- Я здороваюсь везде - дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю я соседской … (курице). (Дети показывают «крылышки».)
Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце.)
Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо.)
Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают «ветерок».)
Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок».)
Здравствуй, Утро! (Жест вправо.)
Здравствуй, День! (Жест влево.)
Нам здороваться не лень! (Разводят обе руки в стороны.)
Ребята, нам пришло письмо. (аудио и видео запись)
Здравствуйте, ребята! Мы жители далекой страны …. У нас случилась беда. Мы посадили овощи, все лето выращивали, ухаживали. А когда пришло время собирать урожай, все наши овощи пропали. Огороды стоят пустые. А мы так любим овощи. Помогите!
2. Беседа
- мы можем помочь? (да)
- что мы можем сделать?
- где мы возьмем овощи?
- где растут?
- кто выращивает?
- какие еще профессии необходимы для выращивания овощей?
Люди, жившие на Донской земле отличались трудолюбием, жизнь казаков проходила в постоянных трудах и заботах, особенно в весеннее, летнее и осеннее время, в дни пахоты, посева, сбора урожая они работали от рассвета до поздней ночи. Казаки-овощеводы выращивали овощи (помидоры, капусту, перец, картофель, морковь, свёклу и др.).
- предлагаю вам сегодня организовать свою сельскохозяйственную фирму по выращивания овощей, для того что бы помочь жителям страны?
- придумаем название нашей фирмы. («Зеленая грядка», «Донской огород», «Дары Каменска», «Донской урожай»)
- где мы будем выращивать овощи? (на поле)
3. Деятельность детей
- на чем мы поедем? (на автобусе)
(дети садятся в автобус)
- в автобус сели, а кто же нас повезет? (шофер, водитель)
(выбираем водителя)
- водитель садись за руль. Поехали. Пока едет наш автобус, предлагаю распределить роли, и вспомнить, кто, чем занимается.
Овощеводы- …
Селекционеры-…
Кладовщик-…
Грузчики-…
Водители-…
Механик -…
Овощеводы – разобьют грядки.
Грузчики и кладовщик - построят склад.
Водитель и механик – проверят технику.
А селекционеры пройдут в лабораторию, и выберут сорта овощей, которые будем сажать.
А самую тяжелую и ответственную работу буду выполнять я. Но мне нужен помощник. Мы будем – агрономами.
Вот мы и приехали. Сейчас мы разойдемся по своим местам и приготовим себе рабочие места.
Приступайте к работе.
(по ходу игры воспитатель направляет, помогает, дает советы)
4. Итог занятия
- рабочий день подходит к концу. Потрудились мы на славу. Убирайте орудия труда, и проходите в автобус.
- кем мы сегодня были?
- Вы сегодня были трудолюбивыми овощеводами,
был у нас профессиональный водитель,
сильные грузчики,
внимательный кладовщик,
опытный механик,
наблюдательные селекционеры.
Благодаря всем мы получили большой и качественный урожай.
-Мы помогли жителям далекой страны? Что же мы сделаем с нашим урожаем? (отправим посылку в далекую страну ….)
-вот мы и вернулись в детский сад. Что мы можем пожелать нашим гостям? (Желаем, чтобы вы каждый день употребляли в пищу различные салаты, овощные супы, пили натуральные соки. В овощах много витаминов, которые так нужны человеческому организму.)
"ВЕРШКИ И КОРЕШКИ"
ЦЕЛЬ: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.
ОБОРУДОВАНИЕ: муляжи овощей или натуральные овощи.
ХОД ИГРЫ: Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные), дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.
Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают движениями, где он растёт.
"ОВОЩИ-ФРУКТЫ"
ЦЕЛЬ: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки овощей и фруктов
ХОД ИГРЫ: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:
« Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».